Кафедра гуманитарных проблем информатики ФсФ ТГУ
Это интересно!
Электронный журнал
--"Гуманитарная информатика"
"Интернет для историков"
 
расписание занятий --::-- консультации---::-- темы курсовых --::-- учебный план -- :: -- Гранты
 

Сессия



расписание занятий студентов кафедры ГПИ



Лаборатория ИИ философского факультета



статьи преподавателей и студентов кафедры



учебные пособия по основным курсам кафедры



блог преподавателей и студентов



Темы курсовых и дипломных работ

 

Галина Васильевна Можаева - к.и.н., доцент
  • Информация как объект исторического исследования.
  • Источники и каналы информации в культуре.
  • Книжная традиция в современной культуре.
  • Книга как источник информации: к вопросу о формировании книжной культуры.
  • Интернет в современной культуре.
  • Ресурсы Интернет как исторический источник.
  • Слухи как источник информации.
  • Реклама и слухи в Интернет.
  • Информационная культура и ее структура.
  • Формирование информационной культуры личности.
  • Информационное поле как объект исторического исследования.
  • Информационное поле современного студента.
  • Количественные методы в исторических исследованиях: историографический анализ.
  • Информационные технологии в гуманитарном образовании: методологические аспекты.
  • Базы данных как исторический источник: опыт создания и анализа.
  • Создание web-сайта кафедры гуманитарных проблем информатики.
  • Историография исторической информатики.
  • Клиометрика: зарубежный и отечественный опыт.
  • Компьютерное моделирование исторических процессов.
  • Интернет-коммуникации и историческое источниковедение.
  • Технологии мультимедиа в образовании (возможные варианты работы: исследование технологий и опыта их применения, создание образовательного мультимедиа ресурса) (Совместно с Фещенко А.В. или Тарабановым Н.А.).
  • Разработка тематических исторических интернет-ресурсов (Совместно с Фещенко А.В.).
  • Построение образовательного коммуникативного пространства (Совместно с Фещенко А.В.).
  • Коммуникативные Интернет-технологии в образовании.
  • Интернет и дистанционное образование для историков.
  • История информатизации ТГУ.
Нелли Петровна Лукина - доктор, профессор
  • Феномен информационного общества как объект философско-методологических исследований.
  • Альтернативные социальные концепции: постинформационное общество, креативное общество, общество знания.
  • Критика классических теорий информационного общества.
  • Экономика информационного общества: формы собственности, специфика труда, проблемы занятости.
  • Проект «электронного правительства»: зарубежный и российский опыт.
  • Наука и знания в информационном обществе: трансформация функций, способов производства и трансляции.
  • Идеология информационного общества: синтез идей глобализма, либерализма, постмодернизма.
  • Формы отчуждения личности в информационном обществе.
  • Цифровое и когнетивное неравенство как проблема становления информационного общества.
  • Исследование коммуникативных процессов в информационном обществе (концепции Ю. Хабермана и Н. Лумана).
  • Технология и культура в информационном обществе: борьба или коэволюция
    (Все проекты могут курироваться совместно с Нургалеевой Л.В.)
Всеволод Адольфович Ладов - доктор, профессор
  • Совместные проекты:

    • Возможна ли виртуальная реальность без искусственного интеллекта? (Совместно с Галкиным Д.В.)
    • Искусственный интеллект в компьютерных играх  (Совместно с Галкиным Д.В.).
    • Основные достижения в использовании технологий искусственного
    • интеллекта: горизонты трансгуманистического общества (Совместно с Галкиным Д.В.).
    • Виртуальная реальность в языке: проблема значения языкового выражения (Совместно с Мишанкиной Н.А.)

    Индивидуальные проекты:

    • Понятие «Virtus» в истории философии.
    • Виртуальная реальность': проблема дефиниции.
    • Интерпретации реальности в истории философии.
    • Человек в виртуальном мире: преимущества и опасности.
    • Виртуальный человек – реальный социум: проблемы взаимодействия.
    • Феноменологическая интерпретация виртуальности.
    • Тест Тьюринга для систем искусственного интеллекта.
    • Аргумент «Китайская комната» в философии искусственного интеллекта.
    • Понятие «производной интенциональности» в философии искусственного
    • интеллекта Д. Деннета.
    • Проблема следования правилу в философии искусственного интеллекта.
    • Предпосылки возникновения и история развития систем искусственного
    • интеллекта.
    • Современные направления в философии искусственного интеллекта.
    • Искусственный интеллект: перспективы развития.
    • Парадигмы понимания интеллектуальной деятельности в философии и когнитивной науке.
Наталья Александровна Мишанкина - к.филол.н., доцент
  • Проблемы языковой виртуализации: «возможные миры» и способы их конструирования (лингвистический аспект когнитивного моделирования).(на материале любых текстов)
  • Искусственный и естественный интеллект: исследование лингвокогнитивных механизмов интеллектуальной деятельности.
  • Русская языковая картина мира: специфика отражения национального самосознания в языке.
  • Семиотика современной культуры: вербальный компонент (полисемиотичность и интертекстуальнсть).
  • Коммуникация: вербальные и невербальные аспекты.
  • Дискурс как социокогнитивный феномен: языковые маркеры дискурсивной деятельности.
  • Специфика коммуникации в Интернет: образы коммуниканта, социальные типы в языке Интернет, способы суггестивного воздействия, проблемы и способы самоидентификации личности.
  • Лингвистическая и лингвокриминалистическая экспертиза: психолингвистический  и коммуникативно-прагматический аспект.
  • Словарь нового типа: словарные базы данных. Проблемы языковой виртуализации: «возможные миры» и способы их конструирования (лингвистический аспект когнитивного моделирования).
  • (на материале любых текстов)
  • Искусственный и естественный интеллект: исследование лингвокогнитивных механизмов интеллектуальной деятельности.
  • Русская языковая картина мира: специфика отражения национального самосознания в языке.
  • Семиотика современной культуры: вербальный компонент (полисемиотичность и интертекстуальнсть).
  • Коммуникация: вербальные и невербальные аспекты.
  • Дискурс как социокогнитивный феномен: языковые маркеры дискурсивной деятельности.
  • Специфика коммуникации в Интернет: образы коммуниканта, социальные типы в языке Интернет, способы суггестивного воздействия, проблемы и способы самоидентификации личности.
  • Лингвистическая и лингвокриминалистическая экспертиза: психолингвистический  и коммуникативно-прагматический аспект.
  • Словарь нового типа: словарные базы данных.
Дмитрий Владимирович Галкин - к.ф.н., ст.преп
  • Проблемы информатизации с точки зрения различных культурно-антропологических подходов.
  • Виртуальность как антропологическая категория.
  • Роль военных технологий в процессах информатизации.
  • Репрезентация культуры в Интернет.
  • Электронная музыка как феномен виртуальной культуры.
  • Проблемы информатизации в нарративах популярной культуры.
  • Эффект как ключевой момент виртуальной культуры.
  • Нарративные формы в структуре компьютерных игр.
  • Цифровая эстетика в контексте постсовременной культуры.
  • Предложите свою тему (1-2 страницы: тема, идея, материалы, перспективы развития темы).

    Темы совместных проектов:

    • Возможна ли виртуальная реальность без искусственного интеллекта?
    • Искусственный интеллект в компьютерных играх
    • Современные тенденции развития видеоигр
    • Основные достижения в использовании технологий искусственного интеллекта: горизонты трансгуманистического общества.
Лариса Владимировна Нургалеева - к.филос.н., доцент
  • Проблемы и особенности применения технологии СУБД в гуманитарных исследованиях.
    Практические и теоретические аспекты:
  • Создание БД на основе материалов генеалогического исследования. Практика.
  • Аспекты применения технологии электронных таблиц в практике гуманитарных исследований.
  • Проблемы художественной экспертизы в сетевой культуре.
  • Медиакоммуникации: опыт исследования и практики.
Жанна Анатольевна Рожнёва - к.и.н., ст. преподаватель
  • Информационные процессы в обществе: исторический аспект.
  • Информационные барьеры в закрытых обществах.
  • Контент-анализ материалов периодической печати.
  • Базы данных в исторических исследованиях.
  • Массовые источники.
  • Информационная модель следственных дел репрессированных.
  • Официальная информация в советской общественно-политической системе.
  • Информационное поле советской женщины.
  • Образовательный потенциал музейных Интернет-проектов.
  • Мультимедийные обучающие программы для гуманитариев (классификация, возможности, перспективы).
Фещенко Артем Викторович - ст. преподаватель
  • Web 2.0 - миф или реальность? Проблема определения понятия и классификации web 2.0 ресурсов. Достоинства и недостатки. Причины появления и перспективы развития. Возможности использования в различных видах деятельности (образовательной, исследовательской, экономической, хозяйственно-бытовой).
  • Образование 2.0 – альтернатива традиционному образованию. Возможности внедрения в высшем образовании.
  • Продвижение сайтов. Методика. Инструменты. Проблемы. Практическая работа по продвижению реально существующего сайта (например, кафедрального).
  • Поисковая оптимизация содержания сайта (SEO). Классификация поисковых систем, их технологические особенности. Методики оптимизации. Инструменты. Практика SEO на примере существующего сайта.
  • Организация коммуникационного пространства на сайте. Технологии сетевой коммуникации и возможности их применения в современных веб-проектах. Социальные сети. «Выращивание» сообществ. «Блогинг».
  • Проектирование веб-ресурсов – комплексный подход. Создание концепции. Выбор технологии создания сайтов. Контент-менеджмент. SEO. Продвижение. Формирование сообществ. Практическая реализация проекта по произвольной теме.
  • Аудит сайтов. Веб-аналитика. Разработка методики. Апробация (например, сравнительный анализ сайтов томских вузов).
  • Маркетинг в социальных сетях (Social media marketing). Продвижение или пиар чего-либо в социальных медиа (блоги, форумы, сетевые сообщества)
Надежда Николаевна Зильберман - ассистент
  • Речевые стратегии и тактики взаимодействия в информационном обществе (политический дискурс, реклама, межличностная коммуникация, образование).
  • Речевые стратегии и тактики чат-коммуникации.
  • Гендерные аспекты лингвистической коммуникации (межличностное общение, чат-коммуникация).
  • Речевые тактики вхождения в диалог (дружеское общение, конфликт и т. д.).
  • Концептуальная картина мира (реклама, Интернет, политический дискурс).
  • Презентации в образовании.
  • Моделирование виртуальной реальности с помощью языка (реклама, чат-коммуникация, политический дискурс).
  • Информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного (и иностранных языков).
  • Ситуация "доверия" в виртуальной и реальной коммуникации.
  • Речевая агрессия (политический дискурс, реклама, межличностная коммуникация, образование).
  • Чат-роботы.
  • Речевые тактики флирта в реальной и виртуальной коммуникации.
  • Речевые имидж-стратегии (политический дискурс, реклама, межличностная коммуникация, образование).
  • Сюжеты компьютерных игр.
  • Исследовательские проекты

    • Эволюция речевых стратегий в письмах спам-рассылки.
    • Речевая агрессия в сетевой коммуникации.
    • Речевые стратегии флирта в сетевой коммуникации.
    • Речевые стратегии фишинга
    • Эвфемизмы в сетевой коммуникации.
    • Аспекты коммуникации с чат-роботами
    • Аспекты машинного перевода (совместно с Канащук С.А.)
    • Разработка учебно-методических материалов с применением информационно-коммуникационных технологий (совместно с Кашащук С.А., Тарабановым Н.А., Фещенко А.В.)

Контакты: тел. (8382) 533-273, 8-960-970-4500, e-mail , ICQ:239905281
Адрес: 634050, Россия, г. Томск, Московский тракт, 2е, 4 корп. ТГУ, ауд. 313
старая версия сайта