Примерные темы магистерских диссертаций

Галина Васильевна Можаева - к.и.н., доцент

1. Онлайн-обучение

  • Образовательная среда и глобальное образование в цифровую эпоху
  • Онлайн-обучение в контексте открытого образования и современной
    информационной культуры
  • Онлайн-обучение как ответ на вызовы цифровой эпохи
  • Цифровизация образования и футуристические прогнозы в научных исследованиях
    и фантастической литературе
  • Особенности организации проектной деятельности обучающихся в виртуальном
    пространстве: методология и образовательный потенциал
  • Образовательные старт-апы и формальное образование: к вопросу о
    диверсификации образовательных сред и перспективах развития системы
    образования
  • Теория поколений и ее преломление в системе образования / Теория поколений
    как основа новых коммуникативных практик в образовании
  • МООС-платформы как современная модель сетевого взаимодействия ведущих
    мировых университетов в условиях глобализации
  • Тренды глобального образования и новые возможности и угрозы в цифровую эпоху
    Риски <цифрового> образования: изменение в процессах обучения и усвоения
    знаний, инструменты цифровой эпохи
  • Трансформация ландшафта высшего образования как ответ на вызовы времени

2. Digital Humanities

  • Digital Humanities: новое направление в развитии гуманитарных наук или
    инструментарий для «традиционных» гуманитариев? (Науковедческий анализ)
  • Информационная среда Digital Humanities

3. Разработка прикладных продуктов

  • Каталог современных инструментов и методов интерактивного взаимодействия для
    онлайн-курсов
  • Интерактивное приложение для решения образовательных задач: от идеи к
    созданию (предложения студентов)
Нелли Петровна Лукина - д.филос.н., профессор
  • Феномен информационного общества как объект философско-методологических исследований.
  • Альтернативные социальные концепции: постинформационное общество, креативное общество, общество знания.
  • Критика классических теорий информационного общества.
  • Экономика информационного общества: формы собственности, специфика труда, проблемы занятости.
  • Проект «электронного правительства»: зарубежный и российский опыт.
  • Наука и знания в информационном обществе: трансформация функций, способов производства и трансляции.
  • Идеология информационного общества: синтез идей глобализма, либерализма, постмодернизма.
  • Формы отчуждения личности в информационном обществе.
  • Цифровое и когнитивное неравенство как проблема становления информационного общества.
  • Исследование коммуникативных процессов в информационном обществе (концепции Ю. Хабермана и Н. Лумана).
  • Технология и культура в информационном обществе: борьба или коэволюция.
Всеволод Адольфович Ладов - д.филос.н., профессор
    • Понятие «Virtus» в истории философии.
    • Виртуальная реальность’: проблема дефиниции.
    • Интерпретации реальности в истории философии.
    • Человек в виртуальном мире: преимущества и опасности.
    • Виртуальный человек – реальный социум: проблемы взаимодействия.
    • Феноменологическая интерпретация виртуальности.
    • Тест Тьюринга для систем искусственного интеллекта.
    • Аргумент «Китайская комната» в философии искусственного интеллекта.
    • Понятие «производной интенциональности» в философии искусственного интеллекта Д. Деннета.
    • Проблема следования правилу в философии искусственного интеллекта.
    • Предпосылки возникновения и история развития систем искусственного интеллекта.
    • Современные направления в философии искусственного интеллекта.
    • Искусственный интеллект: перспективы развития.
    • Парадигмы понимания интеллектуальной деятельности в философии и когнитивной науке.
    • Онтология виртуальной реальности.
    • Виртуальная реальность как проблема философии искусства.
Наталья Александровна Мишанкина - д.филол.н., профессор
  •  Проблемы языковой виртуализации: «возможные миры» и способы их конструирования (лингвистический аспект когнитивного моделирования).(на материале любых текстов)
  •  Искусственный и естественный интеллект: исследование лингвокогнитивных механизмов интеллектуальной деятельности.
  •  Русская языковая картина мира: специфика отражения национального самосознания в языке.
  •  Семиотика современной культуры: вербальный компонент (полисемиотичность и интертекстуальнсть).
  •  Коммуникация: вербальные и невербальные аспекты.
  • Дискурс как социокогнитивный феномен: языковые маркеры дискурсивной деятельности.
  •  Специфика коммуникации в Интернет: образы коммуниканта, социальные типы в языке Интернет, способы суггестивного воздействия, проблемы и способы самоидентификации личности.
  • Лингвистическая и лингвокриминалистическая экспертиза: психолингвистический и коммуникативно-прагматический аспект.
  • Словарь нового типа: словарные базы данных.
  •  Контент-аналитическое исследование социальных сетей.
Дмитрий Владимирович Галкин - д.филос.н., профессор
  • Проблемы информатизации с точки зрения различных культурно-антропологических подходов.
  • Виртуальность как антропологическая категория.
  • Роль военных технологий в процессах информатизации.
  • Репрезентация культуры в Интернет.
  • Электронная музыка как феномен виртуальной культуры.
  • Проблемы информатизации в нарративах популярной культуры.
  • Эффект как ключевой момент виртуальной культуры.
  • Нарративные формы в структуре компьютерных игр.
  • Цифровая эстетика в контексте постсовременной культуры.
Жанна Анатольевна Рожнёва - к.и.н., доцент
  • Управление знаниями в информационном обществе
  • Облачные сервисы в сохранении и управлении персональными информационными ресурсами
  • Стратегии и практики веб-архивирования
  • Мемориальные практики в цифровую эпоху
  • Проблемы формирования и долговременного сохранения персональных цифровых архивов
Фещенко Артем Викторович - ст. преподаватель
  • Web 2.0 — миф или реальность?
    Проблема определения понятия и классификации web 2.0 ресурсов. Достоинства и недостатки. Причины появления и перспективы развития. Возможности использования в различных видах деятельности (образовательной, исследовательской, экономической, хозяйственно-бытовой).
  • Образование 2.0 – альтернатива традиционному образованию. Возможности внедрения в высшем образовании.
  • Продвижение сайтов.
    Методика. Инструменты. Проблемы. Практическая работа по продвижению реально существующего сайта (например, кафедрального).
  • Поисковая оптимизация содержания сайта (SEO).
    Классификация поисковых систем, их технологические особенности. Методики оптимизации. Инструменты. Практика SEO на примере существующего сайта.
  • Организация коммуникационного пространства на сайте.
    Технологии сетевой коммуникации и возможности их применения в современных веб-проектах. Социальные сети. «Выращивание» сообществ. «Блогинг».
  • Проектирование веб-ресурсов – комплексный подход.
    Создание концепции. Выбор технологии создания сайтов. Контент-менеджмент. SEO. Продвижение. Формирование сообществ. Практическая реализация проекта по произвольной теме.
  • Аудит сайтов.
    Веб-аналитика. Разработка методики. Апробация (например, сравнительный анализ сайтов томских вузов).
  • Маркетинг в социальных сетях (Social media marketing). Продвижение или пиар чего-либо в социальных медиа (блоги, форумы, сетевые сообщества)
Надежда Николаевна Зильберман - к.филол.н., доцент
  • Взаимодействие человека и робота
  • Восприятие культурного интерфейса робота
  • Эффект зловещей долины в восприятии культурного интерфейса робота
  • Концептуальные/стереотипные представления о роботе
  • Моделирование речевого взаимодействия робот-человек
  • Концептуальная модель робота в популярной культуре
  • Речевые стратегии и тактики взаимодействия в виртуальном пространстве
  • Гендерные и возрастные аспекты коммуникации.
  • Информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного (и иностранных языков)