Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к цифровым гуманитарным наукам

Российский гуманитарный научный фонд, проект № 14-03-00659+

Проект «Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от  отраслевой  информатики к цифровым гуманитарным наукам» включен в каталог European Association for Digital Humanities»

Проект «Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к цифровым гуманитарным наукам» направлен на исследование современных тенденций развития гуманитарных наук, активно использующих потенциал информационных технологий для исследовательских задач, решение которых имеет принципиальное значение для определения потенциала, масштабов и последствий развития цифровых технологий.

В качестве одного из перспективных направлений развития гуманитарных наук в эпоху цифровых технологий рассматривается Digital humanities. Развитие Digital humanities убедительно показывает, что информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга. Исследовательская и проектная деятельность в области Digital humanities позиционируется как междисциплинарная и коллективная.
Цифровые гуманитарные науки (Digital humanities) рассматриваются в проекте как междисциплинарная область исследований, объединяющая методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью изучения возможностей применения и интерпретации новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий в гуманитарных науках и образовании.

Стремительное развитие Digital Humanities сопровождается появлением многочисленных научно-образовательных структур, которые позиционируют свое отношение к этому направлению и требуют систематизации в целях понимания особенностей и перспектив развития как Digital Humanities, так и гуманитарных наук в целом. Встретить Digital humanities сегодня можно практически во всех ведущих университетах США, Канады, Австралии, Голландии, Великобритании и др. Одновременно растет количество исследований, посвященных различным аспектам развития цифровых гуманитарных наук, наблюдается консолидация и самоорганизация исследователей в рамках Digital Humanities (М. Талер, К. Шурер, М. Дакос, А. Володин и др.).

Основные задачи проекта:

  • исследование организационных форм и инфраструктуры исследований в области цифровых гуманитарных наук в ведущих мировых центрах;
  • анализ ключевых направлений в развитии цифровых гуманитарных наук;
  • выявление новых инструментов, исследовательских методов и технологий как основы расширения гуманитарных наук;
  • определение вектора развития Digital humanities.

Научная новизна проекта состоит в том, что он объединяет исследование методологических оснований развития цифровых гуманитарных наук, проведение науковедческого анализа новых направлений научных исследований и разработок в области Digital humanities в России и мире, применение прикладных методов компьютерных наук для представления результатов проведенного анализа и модельное применение ряда методов информатики в гуманитарных исследованиях.

Ключевые слова:

цифровые гуманитарные науки, Digital humanities, отраслевая информатика, гуманитарная информатика, цифровые технологии

Сроки выполнения проекта:

2014 – 2016 годы

Результаты 2016 года

Проект «Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к цифровым гуманитарным наукам» направлен на исследование одного из перспективных

направлений развития гуманитарных наук в эпоху цифровых технологий — Digital humanities (далее — DH). DH рассматривается в проекте как междисциплинарная область исследований, объединяющая методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук.

В ходе выполнения проекта в 2016 г. получены следующие результаты.

  1. Проведена верификация и актуализация материалов по веб-сайтам 430-ти научно-образовательных структур DH, отобранных в 2014-15 годах. На основе актуализированного материала разработана структура реляционной базы данных, которая содержит одну основную таблицу, состоящую из 14-ти столбцов, отражающих различные атрибуты центров DH, шесть таблиц-справочников, в которых кодируются значения основных полей, и одну таблицу-связи. База данных разработана в Microsoft Access и в целях дальнейшей обработки переведена в формат MySQL. База данных мировых центров DH содержит информацию об 429-ти центрах, включая актуальные данные по названию, виду центров, дате основания, университетам, в которых они функционируют, месту нахождения и контактной информации. В базе центры DH сопряжены с 143 детализированными направлениями деятельности, агрегированными в 18 укрупненных групп по предметным областям.
  2. В сети Интернет выявлен и систематизирован современный инструментарий для гуманитарных исследований: собрано и систематизировано более 100 ссылок на свободно распространяемое специализированное программное обеспечение (ПО). В рамках проекта создан «Электронный каталог инструментов и сервисов в области Digital Humanities», в котором размещены ссылки на открытое ПО, поля для кратких описаний ПО и ссылок на публикации, описывающие практики применения указанного ПО. Указаны коммерческие ограничения, размер ПО и язык разработки. Предусмотрена возможность проставлять рейтинг от пользователей для каждого инструмента и комментировать каждый программный продукт. Программный код каталога «Электронный каталог инструментов и сервисов в области Digital Humanities» написан на PHP с использованием JavaScript. Для хранения данных каталога используется БД MySQL. Авторизация пользователей и управление правами пользователей на редактирование каталогом интегрирована с сайтом кафедры гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета. Каталог размещен в открытом доступе: ttp://huminf.tsu.ru/dh_cat/
  3. На веб-сайте проекта создана специальная страница для размещения ссылок на свободно распространяемое специализированное программное обеспечение для гуманитарных исследований, систематизированных в описанный выше «Электронный каталог инструментов и сервисов в области Digital Humanities»: ttp://huminf.tsu.ru/dh_cat/
  4. Проведен анализ геопространственного моделирования и визуализации как перспективных направлений в современных цифровых гуманитарных науках. Исследован опыт применения технологий геопространственного моделирования и визуализации в гуманитарных науках и определены их перспективы. Визуализация и геоинформационные технологии рассматриваются как инструментарий, позволяющий создать многомерное представление об объектах исследования и сделать более доступной сложную для восприятия в первоначальном виде информацию.
  5. Организован и проведен модельный эксперимент по применению на практике геопространственного моделирования как одного из перспективных направлений развития цифровых гуманитарных наук. Созданная ранее в проекте интерактивная карта «Мировые центры Digital humanities» переработана с учетом обновления ГИС-сервисов GoogleMaps: http://huminf.tsu.ru/dh-map/ На основе разработанной базы данных карта дополнена слоями с новой сортировкой данных: по типу организации (центр, институт, кафедра и т.д.), по выбранным направлениям деятельности и др. На основе описания центров составлен классификатор направлений деятельности центров DH, что позволило визуализировать на карте информацию по отдельным запросам, связанным с характеристикой центров DH. Базовая карта дополнена картой количественного распределения центров DH по странам.
  6. Проведен анализ динамики развития DH в 2005-2015 годах по направлениям деятельности выявленных научно-образовательных структур. Определено, что 2005-2015 годах происходит институционализация DH, создание постоянных структур, учебных и исследовательских подразделений (центр, лаборатория, институт, департамент, кафедра, факультет, школа) в крупных университетах, научных организациях и др.: среди исследованных 430 структур DH подобные структуры составляют более 75 %. В последние 5 лет усиливается внимание к образовательной деятельности в области DH (магистерские и аспирантские программы, краткосрочные тренинги и курсы), что характерно для 26% исследованных структур DH. Наблюдается динамика в прикладных разработках: в 22% изученных структур разрабатываются и внедряются новые цифровые инструменты, методы и модели; 27% структур создают различные цифровые ресурсы, сервисы и платформы, мобильные приложения, мультимедийные системы, 3D-модели, ГИС-объекты и др.; в 7% структур разрабатываются онлайн инструменты для обучения.
  7. Выявлены наиболее перспективные направления в развитии цифровых гуманитарных наук, к которым отнесены: исследование текстов и их компьютеризированный анализ, критическое редактирование, цифровая сохранность и цифровое кураторство, анализ и визуализация данных, взаимодействие человека и компьютера, человека и робота, цифровая культура, виртуальная реальность, машинное обучение, цифровой и информационный менеджмент, цифровая история и цифровое наследие, исследование ИКТ и возможностей их применения, разработка и внедрение новых цифровых инструментов, методов и моделей.
  8. К результатам проведенного анализа применена классическая модель растущей волны, позволяющая определить вектор развития DH на среднесрочную перспективу. Анализ динамики индексируемых публикаций в области DH, выявленный рост числа авторов и научно-образовательных структур DH, отношение между теоретическими и прикладными исследованиями, развитие сетевой деятельности, рост цитирований, усиление междисциплинарности – все это позволяет говорить о том, что перед DH в ближайшие годы встанет дилемма: оставаться самостоятельным исследовательским полем или раствориться в других гуманитарных науках, когда все они станут цифровыми. Перспективы развития DH зависят от того, какая из этих двух тенденций окажется доминирующей. Анализ растущей волны, проведенный S. Wyatt и D. Millen, показывает, что в настоящее время направление DH уже прошло стадии признания новаторами и ранними последователями и переживает стадию признания ранним большинством, что подтверждается проведенным в рамках проекта анализом инфраструктуры, направлений деятельности и информационной среды DH.
  9. Подготовлены материалы для монографии «Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху» объемом 4 п.л., которая включает в себя как науковедческий анализ DH, так и результаты исследования отдельных направлений DH и модельного применения прикладных методов цифровых гуманитарных наук к результатам науковедческого анализа. Издание планируется в 2017 году, макет прилагается к отчету.
  10. Проведена апробация разработанного в 2015 году учебного курса «Гуманитарные науки в цифровую эпоху» для студентов магистратуры Digital Humanities в Томском государственном университете (https://moodle.tsu.ru/course/view.php?id=2598) и программы повышения квалификации «Цифровые технологии в гуманитарных науках» для научно-педагогических работников вузов (https://moodle.tsu.ru/course/view.php?id=2785 )

Расширена страница проекта на сайте кафедры гуманитарных проблем информатики: http://huminf.tsu.ru/our_projects/digital_humanities/ Информация о проекте в 2016-м году размещена в каталоге Европейской Ассоциации Digital Humanities (European Association for Digital Humanities): http://eadh.org/projects/humanities-digital-age

Результаты 2015 года

1. Собран и верифицирован эмпирический материал по 107 новым центрам, что позволило расширить представление о распространении центров DH в мире и в результате обработки более 4000 результатов поисковых запросов на 11-ти языках в сети Интернет и данных опубликованных исследований дополнить список анализируемых центров до 430-ти.

2. Проведена верификация выявленных источников информации (официальные сайты, научные монографии, статьи и рецензии и др.), основанная на сопоставлении информации из нескольких независимых источников. При сравнительном анализе использовались такие технологии, как анализ целостности и полноты информации, анализ пространственных и временных соответствий.

3. Выделены 18 наиболее распространенных в исследованных структурах DH направлений деятельности, акцент в которых делается не только на использовании цифровых инструментов, но и на изучении результатов их применения, влияния на трансформацию процессов познания в области гуманитарных и социальных наук. Наиболее распространены в исследованных центрах: осуществление образовательных программ и курсов в сфере DH, работа с данными (сбор, визуализация, анализ, моделирование, хранение), компьютеризированный анализ текстов, ведение цифровых архивов, коллекций, библиотек, взаимодействие человека и компьютера, человека и робота, влияние цифровых технологий на человека, цифровая культура и цифровое искусство. Все более распространенными становятся прикладные разработки. Основные направления деятельности структур по частоте присутствия в описаниях деятельности структур DH представлены в публикациях.

4. Анализ верифицированных эмпирических данных позволил конкретизировать организационные формы научно-образовательных центров, работающих в области DH, определить основные направления исследований в этой области. Анализ показал, что наиболее распространенными организационными формами являются центры (32%) и лаборатории (16%). Результаты исследования показали, что выделенные 430 структур из 42 стран мира локализованы следующим образом: в Европе – 174 структуры, в Азии – 65, в Северной Америке – 160, в Южной Америке – 9, в Австралии и Океании – 17, в Африке – 5. Более подробный анализ приведен в прилагаемых к отчету публикациях.

5. Проведено исследование методологических оснований развития цифровых гуманитарных наук, базирующихся на методологической междисциплинарности. В качестве методологических оснований DH рассмотрены теория информации и информационный подход.

6. Определен характер информационных взаимодействий, в которые вступают специалисты в области DH. Исследование показало, что в последние годы стали заметны процессы консолидации и самоорганизации исследователей в рамках этого исследовательского направления, идёт выработка общих принципов, методов, научного цифрового инструментария. Исследование характера информационных взаимодействий является одним из эффективных способов изучения сообщества DH, определения его влияния на развитие современных гуманитарных наук.

7. Выявлено 28 сетевых объединений (ассоциация, сеть, платформа, консорциум, альянс) (7%), в основном континентальных и международных. Развитие сетевой инфраструктуры DH сопровождается расширением информационных взаимодействий через виртуальные исследовательские среды, сообщества, сети и ассоциации, тематические онлайн ресурсы, сервисы и платформы, видео-конференции, вебинары, посредством электронной почты, социальных сетей, Skype, блогов, форумов, публикаций и дискуссий в цифровых медиа. Выявлены линейные, интеракционные и трансакционные, а также межкультурные и виртуальные информационные взаимодействия в среде Digital Humanities. К исследованию информационных взаимодействий применена классическая модель коммуникации Г. Лассвелла.

8. Проанализированы основные участники и каналы коммуникаций, тематика информационных взаимодействий в области DH, показатели интенсивности и эффективности информационных взаимодействий, что позволило реконструировать информационную среду DH. Проведен анализ международных конференций по DH и публикаций, отраженных в базах Scopus и Web of Science, выявлен высокий рост числа публикаций, блогов и журналов по данной теме, а также подписчиков на соответствующие издания, что является еще одним показателем интенсивности и эффективности информационных взаимодействий в среде DH.

9. Создана рабочая версия интерактивной трехмерной карты «Мировые центры Digital humanities»: https://www.google.com/maps/d/viewer?hl=en_US&mid=zggX9smTv27w.kXcJvCctnvss. Исследованные структуры DH на карте сопровождены описанием, включающим название, краткое описание деятельности, дату создания, адрес, имя и контакты руководителя, ссылку на веб-сайт.

10. Результаты выполнения проекта отражены в содержании нового учебного курса для студентов гуманитарных факультетов «Гуманитарные науки в цифровую эпоху» (http://ed-moodle.tsu.ru/course/view.php?id=1871) и в новой магистерской программе «Digital humanities» (http://huminf.tsu.ru/dh/), разработанной в ТГУ, внедрены в учебный процесс на гуманитарных факультетах ТГУ, в том числе в научно-исследовательскую работу магистрантов и аспирантов в качестве исследовательских проектов.

11. Определены дальнейшие направления данного исследования с целью выявления перспективных направлений в развитии цифровых гуманитарных наук. Результаты исследования показывают, что цифровые гуманитарные науки необходимо рассматривать как естественное продолжение и расширение традиционной сферы гуманитарных наук, а не замену или отказ от традиционных гуманитарных запросов. Они позволили выявить наиболее перспективные направления в развитии цифровых гуманитарных наук на среднесрочную перспективу, к числу которых отнесены компьютерная и когнитивная лингвистика, цифровая сохранность документов, социальная робототехника и др.

 

Результаты 2014 года

 

В ходе выполнения проекта «Гуманитарные науки в эпоху цифровых технологий: от отраслевой информатики к цифровым гуманитарным наукам» в 2014 г. выполнены следующие работы.

1. Собран и верифицирован эмпирический материал. В результате обработки более 1500 результатов поисковых запросов в сети Интернет и данных из опубликованных в печати исследовательских работ были отобраны 323 научно-образовательные структуры, работающие в различных гуманитарных направлениях и позиционирующие свою принадлежность к Digital Humanities. Полученные данные обработаны с помощью контент-анализа и статистических методов и систематизированы. Для каждой из 323 исследованных структур Digital humanities составлено описание, включающее название, краткое описание деятельности, дату создания, адрес, имя и контакты руководителя, ссылку на веб-сайт.

2. Проведен анализ ключевых направлений в развитии гуманитарных научных исследований и разработок в области Digital humanities и их классификация, описаны результаты анализа, выявлены 46 основных направлений деятельности в 323 научно-образовательных структурах, работающих в области Digital Humanities. Определены 26 направлений, которые имеют наиболее широкое распространение в структурах Digital Humanities: осуществление образовательных программ и курсов в сфере Digital Humanities (85 структур), ведение цифровых архивов, коллекций, библиотек (73 структуры), работа с данными (59 структур) и т.д. Основные направления деятельности структур по частоте присутствия в описаниях деятельности структур DH представлены в публикациях.

3. Проведенный анализ исходных эмпирических данных позволил выявить организационные формы научно-образовательных центров, работающих в области Digital Humanities, определить инфраструктуру исследований в области Digital Humanities в ведущих мировых центрах. Анализ показал, что наиболее распространенной организационной формой является центр (center, centre) (114 структур, что составляет 35% от общего количества). Выделенные для анализа структуры Digital Humanities географически распределены следующим образом: в Европе – 152 структуры, в Азии – 16, в Северной Америке – 134, в Южной Америке – 9, в Австралии и Океания – 12. Более подробный анализ приведен в прилагаемых к отчету публикациях.

4. Для представления результатов модельно применены прикладные методы цифровых гуманитарных наук – статистическая обработка данных, контент-анализ, элементы ГИС-технологий, визуализация результатов исследования.

5. Наглядно представить географию распространения структур в области Digital humanities позволяет интерактивная карта «Мировые центры Digital Humanities», прототип которой создан в рамках данного исследования. Описаны основные инструменты его создания, разработаны уточняющие критерии для рабочей карты центров DH. На карте размещены метки, указывающие на конкретные центры, и справочная информация. Визуализация инфраструктуры цифровых гуманитарных наук в мире позволила не только обнаружить географические точки концентрации выявленных 323 структур, но и сопроводить точки их размещения на карте справочной информацией. Для реализации задачи был выбран открытый картографический онлайн сервис Google Maps Engine (https://mapsengine.google.com/map/?hl=ru). С работающей версией прототипа интерактивной карты «Мировые центры Digital Humanities», позволяющей визуализировать инфраструктуру цифровых гуманитарных наук в мире, можно ознакомиться по адресу: http://huminf.tsu.ru/nir/dh/map.htm

6. Создан раздел проекта на сайте кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета Национального исследовательского Томского государственного университета: http://huminf.tsu.ru/nir/dh/index.htm
Проведенное исследование позволило впервые выявить масштаб распространения исследований в области цифровых гуманитарных наук, визуализировать и локализовать основные структуры, позиционирующие свою принадлежность к сфере Digital Humanities, классифицировать основные направления деятельности этих структур, а также модельно применить ряд методов компьютерных наук для проведения данного исследования.

Публикации по проекту
  1. Можаева Г.В. , Захарова У.С. , Можаева Ренья П.Н., Information Environment of Digital Humanities: Analysis of Information Interactions, Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, Publishing House of “Siberian Federal University”, Красноярск, 2016, 7, 9, 1572 — 1585
  2. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н., Digital Humanities: to a question of the directions and prospects of development of interdisciplinarity in humanitarian researches and education, SHS Web of Conferences, EDP Sciences — Web of Conferences, 2016, 26
  3. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н. , Сербин В.А. , Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований, Вестник Томского государственного университета, Издательство ТГУ, Томск, 2014, 389, 73 — 81
  4. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н. , DIGITAL HUMANITIES: ЦИФРОВОЙ ПОВОРОТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ, Гуманитарная информатика, Изд-во Том.ун-та, Томск, 2015, 9, 8 — 23
  5. Можаева Г.В. , Захарова У.С. , Можаева Ренья П.Н. , Информационные взаимодействия как основа информационной среды Digital Humanities, Электронный научно-образовательный журнал «История», Москва, 2016, 51, 7
  6. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н. , ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, Открытое и дистанционное образование, ООО «Издательство ТГУ», Томск, 2014, 4, 12 — 21
  7. Можаева Г.В. , Хаминова А.А. , DIGITAL HUMANITIES: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, Открытое и дистанционное образование, Том.ун-та, Томск, 2015, 3
  8. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н. , Цифровая гуманитаристика: к вопросу о современных направлениях гуманитарных исследований, Развитие единой образовательной информационной среды: сетевые образовательные ресурсы и программы, Издательство ТГУ, Томск, 2014, 58-60
  9. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н. , Twitter в информационнной среде Digital Humanities, Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» №45., МАКС Пресс, Москва, 2016, 45, 46 — 48
  10. Можаева Г.В. , НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ DIGITAL HUMANITIES В КОНТЕКСТЕ НАУКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ИНФРАСТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, Информационные технологии в гуманитарных науках Международная научно-практическая конференция: Сборник тезисов докладов конференции, Красноярск, 2015, 10 — 13
  11. Можаева Г.В. , Захарова У.С. , Можаева Ренья П.Н. , Information interactions in digital humanities environment, Presentations of the conference «Digital Humanities Centres: Experiences and Perspectives», University of Warsaw, Poland, Варшава, 2016
  12. Можаева Г.В. , Хаминова А.А. , DIGITAL HUMANITIES В НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ, Информационные технологии в гуманитарных науках Международная научно-практическая конференция: Сборник тезисов докладов конференции, Красноярск, 2015, 60 — 62
  13. Можаева Г.В. , Хаминова А.А. , Магистратура Digital humanities как новая модель подготовки специалистов в области цифровых гуманитарных наук, ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ АССОЦИАЦИИ ИСТОРИЯ И КОМПЬЮТЕР, Калининград, 2015, 44, 80 — 82- Русский
  14. Можаева Г.В. , Можаева Ренья П.Н. , Информационные взаимодействия в Digital Humanities, Развитие единой образовательной информационной среды: материалы XIV Международной научно-практической конференции., Изд-во Том. ун-та, Томск, 2015, 170 — 178
  15. Можаева Г.В. , Цифровые гуманитарные науки: опыт науковедческого анализа , ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ АССОЦИАЦИИ ИСТОРИЯ И КОМПЬЮТЕР, Межрегиональная Ассоциация История и компьютер, Москва, 2014, 42, 21 — 22
  16. Можаева Г.В. , Гуманитарные науки в цифровую эпоху: электронный учебный курс, Электронный университет — Moodle, Томск, 2015
  17. Можаева Г.В. , Зильберман Н.Н. , Цифровые технологии в гуманитарных науках: курс повышения квалификации, Электронный университет ТГУ, ТГУ, Томск, 2016