В ТГУ научат магистрантов, как создавать компьютерные игры

Сегодня в университетах России существуют только отдельные курсы, проекты или образовательные программы, связанные с игровой индустрией. В ТГУ намерены создать отдельный научно-образовательный профиль Game Studies, в рамках которого студенты смогут получить все навыки, необходимые разработчикам компьютерных игр: от написания сценария до гейм-дизайна. Оно будет реализовано на базе магистерской программы «Digital humanities» с привлечением экспертов и создателей игр.

Спрос на специалистов в области игровой индустрии постоянно растет – еще в 2011 году согласно отчётам аналитиков оборот рынка компьютерных игр в России перевалил за миллиард долларов. Однако в Российских вузах существуют только отдельные курсы, проекты или образовательные программы, связанные с игровой индустрией (ВШЭ, ИТМО и др.), но комплексного подхода, единой системы и методики обучения еще не сформировано.

– На данный момент в России целенаправленно не учат создавать компьютерные игры, а имеющиеся примеры – единичны (например Школа компьютерного дизайна Scream School). Что понятно, ведь игры – это целая индустрия, в которой занято большое количество специалистов – программистов, сценаристов, художников и т.д., – говорит менеджер программы «Digital humanities» Анастасия Хаминова. – Поэтому на практике, те, кто хотят реализовать себя в этой области, зачастую – бывшие геймеры, учатся сами, вступают в сообщества и т.д. При этом они готовы как делиться своим опытом с другими, так и узнавать для себя что-то новое.

По словам Анастасии, на кафедре гуманитарных проблем информатики аналитические исследования в области компьютерных игр ведутся уже почти 15 лет, и теперь пришло время практических действий. Первым работу в этом направлении начал Дмитрий Галкин, который предложил авторский подход к изучению компьютерных игр как феномена современной культуры. Сейчас Всеволод Сербин ведет элективный курс по теории и практике компьютерных игр, студенты изучают также основы графического дизайна, 3D-моделирования, создание виртуальных реконструкций и дополненной реальности, искусственный интеллект, программирование, продвижение в социальных медиа. Предполагается, что в дальнейшем количество подобных дисциплин будет увеличиваться (детальная проработка игрового концепта, игровые движки, монетизация проектов и т.д.).

Но уже сейчас студенты получают необходимые навыки, позволяющие им профессионально изучать (многие студенты выбирают тему компьютерных игр для своих магистерских исследований) и создавать компьютерные игры. Например, магистрант Дмитрий Пивнев создает игровое приложение для MOOK для повышения качества онлайн-образования.

Кроме того, уже сейчас к развитию нового направления привлекаются эксперты и томские разработчики игр. Так, прошел семинар автора проекта по дизайну компьютерных игр «Нарраторика» (почему он классный) Марии Кочаковой. Она рассказала о нарративном дизайне, о создании игровых сценариев и диалогов, о развитии компьютерных игр в России.

– В первую очередь, университеты могут помочь подготовкой кадров, – отметила Мария Кочакова. – Думаю, до факультетов геймдизайна нам еще далеко, но программистов, художников, аниматоров вузы готовят уже сейчас. Кроме того, академическая среда может помочь в более глубоком, осознанном подходе к разработке игр. Я вижу в Game Studies не просто интеллектуальное развлечение. Изучение компьютерных игр с точки зрения их влияния на общество, на культуру необходимо и самой культуре, и разработчикам».

Для справки. Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities) – новое междисциплинарное направление, активно развивающиеся в России и за рубежом. Центры Digital Humanities существуют в ведущих университетах мира: Оксфорде, Стэнфорде Кембридже и многих других. Магистратура ТГУ по этому направлению – одна из первых в России. Она реализуется на базе кафедры и лаборатории гуманитарных проблем информатики, где подобные исследования ведутся уже не первый год. Дальнейшее развитие этого направления в ТГУ продолжится в рамках работы САЕ «Институт человека цифровой эпохи».