Курс на междисциплинарность: опыт разработки и реализации пилотной магистерской программы «Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities)» в ТГУ

9 февраля 2016 года учебный офис магистратуры Digital humanitites провел стратегическую сессию «Digital Humanities: от гуманитарной информатики к цифровым гуманитарным наукам. Проблемы и перспективы развития». Гостями встречи стали участники проекта «Внутренние электронные коммуникации», которые по итогам мероприятия подготовили материал об опыте разработки и реализации двух новых междисциплинарных магистерских программ, пилотных программах ТГУ.

 

Разработка конкурентоспособных междисциплинарных образовательных программ – это не только общий научно-образовательный тренд, но и дело ближайшего будущего ТГУ. Как создать такую программу? Ответом на этот вопрос стали три программы: «Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities)», «Гуманитарная информатика» и «Интеллектуальный анализ данных и биоинформатика». На данный момент работа в этом направлении продолжается, например, разрабатывается программа широкого бакалавриата (физика + математика) — нового для ТГУ образовательного формата.  Авторские коллективы этих программ проложили фарватер для своих коллег — апробировали новые модели построения и управления междисциплинарными магистерскими программами.

Обсуждение первых результатов реализации двух из таких программ «Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities)»  и «Гуманитарная информатика» состоялось 9 февраля в рамках стратегической сессии «Digital Humanities: от гуманитарной информатики к цифровым гуманитарным наукам. Проблемы и перспективы развития». Участниками мероприятия стали специалисты лаборатории гуманитарных проблем информатики, учебного офиса Digital Humanities; преподаватели ряда подразделений нашего университета; сотрудники других томских вузов (ТУСУР, СибГМУ), и, конечно, сами магистранты. Программы были запущены в 2015 году и реализуются авторским коллективом под руководством зав. лабораторией гуманитарных проблем информатики, директора Института дистанционного образования ТГУ, кандидата исторических наук, доцента Галины Васильевны Можаевой и получили статус пилотных. С этого момента их разработчики живут в состоянии перманентного эксперимента.

В чем особенность междисциплинарных магистерских программ? В содержании и технологии их проектировании. Изначально ставилась задача создать актуальный конкурентоспособный образовательный продукт, отвечающий современным требованиям науки, образования и бизнеса. Digital Humanities является одним из динамично развивающихся научных направлений мировой науки. Востребованность специалистов в области цифровых гуманитарных наук подтверждает наличие магистерских программ и исследовательских центров по этой проблематике в «топовых» российских и мировых университетах, а также «Атлас новых профессий». По данным аналитических агентств, в ITсфере сегодня существует острая потребность в специалистах, умеющих решать гуманитарные задачи посредством цифровых технологий. При этом работодатели заинтересованы в том, чтобы  выпускники владели практическими навыками, что требует особого подхода к процессу их обучения.

Условия для реализации эффективной подготовки, по сути, уникальных специалистов были созданы посредством интеграции двух магистерских программ, а, следовательно, и федеральных государственных образовательных стандартов двух направлений подготовки: «Гуманитарная информатика» (по направлению 47.04.01. «Философия») и «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках» (по направлению 09.04.03 «Прикладная информатика»). Программы связаны между собой содержательно и структурно. Во-первых, они имеют общий блок теоретических дисциплин и предполагают самостоятельный выбор магистрантами курсов из двух направлений подготовки. Во-вторых, созданы условия для индивидуального или группового участия магистрантов в реальных проектах, актуальных для бизнес-структур, научных и образовательных организаций. Это не только открывает дополнительные возможности индивидуализации образовательных траекторий слушателей, но и способствует встрече будущего магистра и потенциального работодателя.

Механизм надфакультетского управления программой автономным учебным офисом позволяет гибко моделировать ее образовательное пространство. Первый набор в магистратуру Digital Humanities состоялся летом 2015 года. По словам менеджера офиса Анастасии Хаминовой, запуск междисциплинарных программ шел по пути проб и ошибок, многие проблемы приходилось решать «вручную», поскольку механизмы взаимодействия университетских структур с пилотными образовательными площадками еще не были отработаны до автоматизма. Тем не менее, отзывчивость руководства ТГУ в решении проблем, возникающих на этапе апробации программ, придавала сил и уверенности. Теперь, когда программы запущены, двигаться вперед помогает увлеченность магистрантов учебным процессом и их дружеские отношения за пределами учебной аудитории.

Университет заинтересован в том, чтобы сотрудники активнее включались в образовательные эксперименты, направленные на достижение стратегических целей ТГУ. В этом плане опыт коллег-первооткрывателей для нас очень ценен. И самое важное, что они готовы им поделиться! Смотрите «7 шагов к реализации пилотной программы ТГУ» в приложении к еженедельной корпоративной рассылке «Внутренние коммуникации»[1].

________________________________________________________

ДЛЯ СПРАВКИ.

Разработка междисциплинарных магистерский программ ведется в рамках проекта «Пилотные программы» (http://cdeq.tsu.ru/node/474) Центра развития качества образования ТГУ. Проект направлен на создание условий эффективного использования образовательных ресурсов, сетевого взаимодействия и повышения академической мобильности обучающихся. Статус пилотных присваивается новым программам, реализуемым под эгидой научных центров и ведущих лабораторий ТГУ. Они получают поддержку Центра развития качества образования. После успешной апробации пилотных программ они становятся постоянными.

[1] Отправить заявку на получение рассылки можно по e-mail: corpcom@mail.tsu.ru, указав фамилию, имя, отчество, должность и адрес электронной почты.